Аюрведический врач — кто он?

Опубликовано 09 Апр 2010 
Рубрики: Аюрведа

Истинные врачи и шарлатаны

Чарака, не без юмора, делит врачей на две категории (ЧС Су. 29.5):

· Те, кто забирают болезни и даруют жизнь

· Те, кто даруют болезни и забирают жизнь

Кроме перечисления длинного списка тех знаний Аюрведы, которыми должны обладать истинные врачи, Чарака говорит, что они благородны и правильно обучены, сведущи в медицинской науке и правдивы, строги к себе, имеют все необходимые инструменты и лекарства.

Они смотрят на каждого пациента как на собственную мать, отца, брата или другого близкого родственника. Они истинно добросердечны и заинтересованы только в избавлении пациента от страданий.   

Второй тип «врачей» не имеют благородства и целомудрия. Они ездят с места на место в поисках больных, и громко кричат о своих «способностях». Как только они слышат, что кто-то болен, они суетятся, провозглашая свои «заслуги» и вожделея вознаграждения. Когда они вдруг видят, что не способны лечить, они винят пациента в неспособности лечиться. Когда лечение становится безнадежным, они исчезают. Перед невежественными людьми они хвалят себя, но избегают людей ученых, как путешественники избегают темного леса. (ЧС Су. 29.7-9)

Чарака Самхита (ЧС Су. 11.50-53) также делит врачей на три других категории:

· Шарлатаны, которые, несомненно, не являются врачами (бхишак-чхадмачарах)

· Псевдо-врачи, достигшие известности благодаря факторам, которые в действительности не имеют никакого отношения к истинной медицине (сиддха-садхитах) 

· Настоящие врачи, обученные, имеющие практические навыки, цель жизни которых — здоровье и благополучие людей (прайога-джнана-виджнана-сиддхи-сиддхах)

Также Чарака предупреждает, что «слава» некоторых «целителей» распространяется только потому, что они случайно вылечили несколько людей. «Шарлатан, который чисто случайно вылечил некоторых пациентов, которым предопределена долгая жизнь, может вскоре убить многих пациентов, чья продолжительность жизни не предопределена». (ЧС Су. 9.17)

Тот, кто хочет стать врачом должен сначала основательно выучиться и культивировать в себе добродетель и целомудрие. Он должен тяжело и с большим энтузиазмом трудиться (парам прайатнам атиштхет) и только после этого его можно назвать «дарующим жизнь» (пранадах).

Только глубокомысленный и обученный врач способен восстановить здоровье. Случайное исцеление шарлатаном зависит вовсе не от его умения или назначенных им лекарств, а целиком от удачи пациента.

Тадвидйа самбхаша — врачебные дискуссии

Тадвидйа самбхаша (беседы знатоков) — врачебные дискуссии рекомендуются как один из трех методов постижения врачебной мудрости, наряду с ученичеством и обучением других (ЧС Ви.8.6).

Врачам предписано встречаться и обсуждать вопросы лечения, для того чтобы практический опыт каждого врача мог быть озвучен и новые знания могли быть услышаны и применены на практике.

Такие беседы ведут к ясности понимания (вишарадйа), к способности говорить и убеждать (вачана шакти), к пониманию того, кто действительно обладает знанием и кого, поэтому, следует почитать (йашас), к устранению сомнений, связанных с предшествующим обучением (пурва-шруте сандехаватах), к утверждению в уже понятом (бхуйо’дхйавасайа).

Путем подобных бесед врач также способен обрести множество упущенных им ранее знаний и быть посвященным во множество профессиональных секретов. Поэтому мудрый не должен пренебрегать подобными встречами и беседами (ЧС Ви.8.15).

Врачебные беседы делятся на две категории.

К первой относят дружеские дискуссии среди врачей (сандхайа-самбхаша), которые обучены и сведущи в медицине, имеют богатый практический опыт и успешны в практике; свободны от зависти, гнева, враждебности, желания доминировать и соревноваться; способны задавать вопросы, аргументировать и возражать без риска потерять дружеские отношения; обучены умению изъясняться доступно, критиковать открыто и быть вежливыми (ЧС Ви.8.17).

Ко второй категории относят дискуссии между враждебно настроенными оппонентами по принципиальным вопросам. Здесь, кроме убежденности в своей правоте, необходимо быть обученным технике эффективной аргументации и коррекции оппонента.

Такая форма дискуссии требует обширных знаний медицины и опыта их практического применения; способности ясно и чисто мыслить, внимательно и тщательно представлять свои взгляды; способности принимать веские аргументы оппонентов и отвечать спокойно и взвешенно, будучи подверженным критике.

Такие дебаты не должны переходить во вражду (калаха), которая всегда порицается мудрецами (ЧС Ви.8.18-24).

Головинов А.Ю.

по материалам статьи  http://ayurveda.kz/?page_id=110

Комментарии

Оставьте свой отзыв




Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.